Новости/Пресса

10 лет с Душевным Bazar’ом: ключевые итоги

Завершается анализ работы Душевного Bazar’a – одного из крупнейших благотворительных фестивалей столицы, выросшего из частной инициативы в значимый федеральный проект, который на протяжении десяти лет организует и проводит команда D-Group.Social.

Душевный Bazar родился в 2010 году как городская новогодняя благотворительная ярмарка. Его прообразом стали традиционные европейские рождественские базары. К 2019 году он, значительно изменился и вырос до проекта  федерального масштаба с описанной технологией популяризации идей осознанной благотворительности и волонтёрства.  В разные годы событие проводилось не только на столичных площадках, но и экспериментально — в регионах и в интернет-пространстве. Всего проект охватил более 40 регионов России, к нему подключилось свыше 300 некоммерческих организаций.

«До нас никто не знал, как делать правильно. И мы все эти 10 лет тоже не всё знали, поэтому пробовали, и ошибались, и находили нестандартные решения. Творческие и управленческие искания привели нас к выводу, что Душевный Bazar должен проводиться только в  режиме реального времени. При этом Москва как площадка только способствует участию в фестивале социальных проектов из регионов. Например, на юбилейном Душевном Bazar’e в декабре 2019 года его гости познакомились с работой некоммерческих организаций Уфы, Рязани, Ярославля, Архангельска, Санкт-Петербурга. И для нас этот год стал знаковым: итоги его экспериментов — опробования новых форматов и отказа от некоторых старых, усовершенствование и технологизация алгоритмов работы — это всё то, что мы сейчас анализируем, чтобы принять решение быть ли проекту дальше, и если да, то в каком виде и с какой концепцией», — поделился создатель Душевного Bazar’a, генеральный директор  D-Group.Social Евгений Горькаев.

В 2019 году в рамках Душевного Bazar’a было собрано и направлено на социальные проекты более 4,5 миллионов рублей (в 2018 г. сумма была чуть больше 5 млн руб.), при том что событие посетило меньше гостей, чем ожидалось — 12 тысяч человек (против 18500 в 2018 г.). Организаторы связывают это сразу с несколькими факторами: вынужденным перемещением Душевного Bazar’a на новую площадку буквально за два месяца до его проведения, высоким сезоном заболевания ОРЗ и ОРВИ, а также серией ложных звонков, из-за которых в десятках социальных и торговых организациях столицы перед новым годом проводились массовые эвакуации.

Всего за 10 лет гости и партнёры Душевного  Bazar’a поддержали десятки социальных проектов. Общая сумма пожертвований превысила 50 миллионов рублей, а денежный эквивалент оказанной гуманитарной помощи — более 5,5 миллионов рублей. При этом, организаторы фестиваля еще пять лет назад отказались от сбора пожертвований как основной цели события. В последние три года всё больше некоммерческих организаций-участников Душевного Bazar’a поддерживают это начинание, смещая акцент в сторону коммуникаций с гостями и вовлечения их в свою работу. Благодаря этому число волонтёров социальных проектов у фондов-участников увеличилось более чем на 1000 человек. У самого события списочный состав волонтёров за 10 лет превысил 2000 человек в возрасте от 6 до 83 лет.

«Непросто оценить эти показатели — много это или мало, хорошо или недостаточно. Мы консультировались с признанными специалистами в области оценки программ и пришли к выводу, что измерение социального эффекта Душевного Bazar’a — задача сложно и дорого выполнимая, при этом однозначных ответов нам не получить, слишком редко проводится ключевое событие. Однако оно, как стоп-кадр, фиксирует многие тренды и тенденции развития культуры благотворительности в России. И это так же важно для нас, как и знание того, что один конкретный ребёнок нашёл своих родителей, благодаря тому, что его приёмная мама однажды пришла на фестиваль и познакомилась с нужной программой  одного благотворительного фонда, или что жизнь одной конкретной собаки была спасена, потому что Душевный Bazar  стал одним из “шести рукопожатий”, через которые новые хозяева узнали о несчастной судьбе теперь уже счастливого животного», — рассказала руководитель Душевного Bazar’a, исполнительный директор D-Group.Social Инга Моисеева.

Второго марта эксперты Душевного Bazar’a примут участие в стратегической сессии, на которой обсудят итоги десятилетней работы, а также рассмотрят возможные сценарии дальнейшего развития и реализации фестиваля. Итоговое решение о судьбе благотворительного события команда D-Group.Social обнародует ближе к лету.

По материалам проекта «Социальный навигатор» медиагруппы «Россия сегодня».